18 НОЯБРЯ — 33 рядовое воскресенье — ЕВАНГЕЛИЕ Мк 13, 24-32

+ Чтение святого Евангелия от Марка.

 

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего; и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

 

Слово Господне.

 

Толкование Священного Писания на основе текстов Святых Отцов 

 

  1. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего

Подобно тому как в месячном цикле луна исчезает из вида, когда земля становится между нею и солнцем, так и святая Церковь, когда грехи плоти начинают преграждать путь свету небесному, не может принять сияние божественного света от Солнца — Христа. Ведь во время гонений любовь к жизни сей большей частью заслоняет свет Божий. Падут звезды, то есть мужи, уже сияющие славой воскресения и держащиеся Слова жизни как светильника века; мужи, о которых сказано Аврааму, что как небо и звезды сияют, так и семя его (ср. Быт. 15:5).

  1. И звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются

Звезды в день суда померкнут не потому, что свет их уменьшится, но потому, что воссияет свет истинный, свет высшего Судии, когда Он придет во всем величии Своем и Отца со святыми ангелами.

Что удивительного в том, что люди, которые по природе и по чувствам земные, будут ошеломлены этим судом, если один вид Его заставляет трепетать даже силы небесные, то есть ангельские?.. Что говорить о настиле, когда трещат опоры!

Так что здесь соединяются печаль с радостью, бедствия с обетованиями, и нельзя отделить одну часть от другой. Один и тот же Сын Человеческий придет посреди бедствий и посреди обетований, посреди потрясений народов и посреди ожиданий святых. Соединяющий оба события, Он Своим приходом совершит суд над народами и исполнит надежды святых.

  1. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою

Это те же облака, на которых Он пришел и на которых придет судить живых и мертвых (ср. Деян. 10:422 Тим. 4:1, 1 Пет. 4:5). Он сначала пришел на облаках, когда голос Его прозвучал в Евангелии: Отныне узрите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных (Мф. 26:64, ср. Лк. 22:69). Что значит отныне? Разве Господь не придет тогда, когда все люди земли предадутся стенаниям? Но ведь сначала Он пришел в проповедниках Своих и Собою наполнил весь мир.

  1. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба

Он соберет всех Своих избранных от четырех ветров, то есть со всего света (ср. Мф. 24:31). Ибо и сам Адам, по-гречески обозначает весь мир. Всего четыре буквы: А, Д, А, М. Четыре стороны света в греческом языке начинаются с этих букв: анатоли — значит «восток», дисис — «запад», арктос — «север» и месимбрия — «юг» . Сам Адам был рассеян по всему свету. Он был в одном месте, но пал и, будто распавшись на частицы, заполнил весь мир (ср. Быт. 3:1-24). Милость Божья, однако, собрала эти частицы отовсюду, обогрела их пламенем любви и сделала единым то, что рассыпалось. Знает Ваятель, как такое сделать: никто не должен отчаиваться. Восстановил Тот, Кто создал; Кто сделал, Тот обновил. Он мир земной и народы будет судить по правде Своей и по истине. Что есть правда и истина? Соберет Он избранных Своих для суда, других же отделит от них (ср. Мф. 25:32).

Ангелы же придут тогда для того, чтобы собрать избранных, которые, быв восхищены на облаках, должны будут таким образом встретить Господа. Как смоковница, покрывшаяся листьями, показывает, что близко жатва, так и после скорбного времени антихристова непосредственно последует второе пришествие Христово, которое для праведных будет точно как жатва после зимы, а для грешных — зима после жатвы. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей», то есть род верных или христиан, «как всё это будет» — все сказанное о Иерусалиме и пришествии антихриста. Господь говорит здесь не о роде апостольском, ибо апостолы не продолжат жить до кончины мира: многие из них не дожили и до разрушения Иерусалима. Значит, родом сим именует здесь род христианский, утешая таким образом апостолов. Дабы они не подумали, что при столь тяжких бедствиях вера, может быть, совершенно оскудеет. Господь говорит: дерзайте, не прейдет род верных и не оскудеет. Скорее прейдут небо и земля, эти непоколебимые, по-видимому, стихии, нежели слова Мои в чем-либо не исполнятся, ибо все, что Я сказал, будет.

  1. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето

Лето означает конец этого мира, поскольку в это время плоды собираются и полагаются в хранилище.

Как завязи плодов на деревцах есть знак приближения летнего времени, так и потрясения в мире — это знак грядущего Царства (ср. МФ. 24:32-33, Лк. 21:29-31). У каждого знака есть вещь, у всякой вещи — знак. Если потрясения являются знаком Царства, как плодоношение — знаком лета, то это — Царство Творца, и потрясения, которые суть знаки Царства, как мы считаем, происходят от Него.

  1. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут

В физическом мире нет ничего, что было бы долговечнее неба и земли, и в привычном порядке вещей ничто не проходит так быстро, как речь. Слова, покуда они не исполнены, еще не слова; когда же исполнены, их вообще уже нет, поскольку исполниться могут они лишь через то, что прейдут. Поэтому говорит Он: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.Это как если бы Он сказал: «Все, что для вас кажется длительным и неизменным, для вечности таковым не является; с другой стороны, все, что вам у Меня кажется преходящим, прочно и непреходяще, поскольку неизменные истины выражает речь Моя, которая преходит».

В Писаниях переход мира из настоящего состояния в лучшее и более славное обыкновенно именуется «гибелью», поскольку вместе с изменением всего к лучшему уничтожается прежняя форма. Здесь нет никакого противоречия и никакой несообразности с Божественными словами, поскольку, как говорит апостол, проходит образ мира сего, а не сам мир (1 Кор. 7:31). Таким образом, в Писаниях «погибелью» обычно называется обращение прежней формы в вид более лучший и более благообразный — как если бы мы назвали «гибелью» изменение внешности младенца во внешность взрослого мужчины, по мере того как младенец прибавляет в величине и в красоте.

  1. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

Желая удержать учеников от любопытства о последнем дне и часе, Господь говорит, что ни Ангелы, ни Сын не знают о сем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, − Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Малые дети, видя что-либо в руках отцов, часто просят у них, и если отцы не хотят дать, они, не получая просимого, начинают плакать. В таком случае отцы обыкновенно скрывают от них вещь, держимую в руках, и, показывая детям пустые руки, удерживают их от слез. Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, − они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых. Но рассмотрим и с другой стороны сказанное. Вечером настает конец, когда кто умрет состарившись; в полночь, − когда кто достигнет средины века; в пении петухов, − когда начинает раскрываться в нас рассудок, ибо петух означает рассудок, пробуждающий нас от сна бессознательности, а потому, когда отрок начинает действовать рассудком и понимать, тогда в нем гласит как бы петух. Наконец, утро означает совершенно детский возраст. Итак, всем нужно помышлять о конце жизни. Младенец ли есть, − и о нем должно позаботиться, чтоб не умер некрещеным. Заповедует же это Господь всем вообще − и мирским людям, и отшельникам. Итак, мы должны бодрствовать и молиться, исполнять и то, и другое, ибо многие хотя бодрствуют, но проводят ночи (не в молитве, а) в худых делах. Христос теперь не сказал: Я не знаю, когда наступит время кончины, но «не знаете», ибо ради нашей пользы скрыл это время. Если мы и при неизвестности кончины враждуем друг против друга, то чего не сделали бы, если бы знали время кончины? Тогда все время жизни до смерти мы проводили бы в крайне худых делах, а в последний день, изъявляя раскаяние, впали бы еще в худшее состояние.

Related posts

Leave a Comment