21 ОКТЯБРЯ — 29 рядовое воскресенье — ЕВАНГЕЛИЕ Мк 10, 35-45

 

+ Чтение святого Евангелия от Марка.

 

В то время: Подошли к Иисусу сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чём попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, что просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

Слово Господне.

 

Толкование Священного Писания на основе текстов Святых Отцов 

 

  1. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему; дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они знали, что среди учеников пользуются особой любовью Господа и что вместе с блаженным Петром часто посвящаются в сокровенные таинства, о которых не ведают остальные. Подобные примеры часто приводит нам текст святого Евангелия (ср. Мф. 17:1-3, Мк. 5:37, 9:2-4, 14:33, Лк. 8:51, 9:28-30). Так они получили новое имя за силу и крепость своей неуязвимой веры и отныне зовутся Воанергес — «сыны грома» (Мк. 3:16-17), потому что вместе с Петром услышали голос Отца, прославивший Господа (ср. Мф. 17-5), и познали тайны мистерий более, нежели другие ученики. Они чувствовали, что всем сердцем стремятся ко Господу и что сильно любят Его. Потому и не считали невозможным воссесть в Царствии рядом с Ним, в особенности когда видели, как любим был за свою чистоту душевную и телесную Иоанн, который во время вечери возлежал на груди Иисуса (ср. Ин. 13:23).

Другой евангелист (Мф. 20:20) сказывает, что мать их (Иакова и Иоанна) приступила к Иисусу. Но, вероятно, было то и другое: два сии апостола, стыдясь других, послали наперед мать свою, а потом и сами подошли особо, как это обозначает евангелист, сказав: «подошли к Нему», то есть подошли особо, отдаляясь от прочих. Чего же они просили? Восхождение Христа в Иерусалим, о котором Он беседовал с учениками, они поняли так, что Он идет воспринять чувственное царство и уже по воцарении претерпит те страдания, о которых предрекал. Думая таким образом, они и просят восседания по правую и по левую сторону Христа. Потому и Господь укоряет их, как неразумеющих, чего просят: «не знаете, — говорит, — чего просите». Вы думаете, что Мое Царство будет чувственное, и потому чувственного просите восседания; нет, это не так: это выше понятия человеческого, и сесть одесную Меня есть дело самое великое, превышающее и ангельские чины. Притом вы мечтаете о славе, а Я призываю вас на смерть. Чашею и Крещением называет Он Крест, — Чашею потому, что Крест, как чаша вина, скоро должен был привести Его ко сну смертному, — и Он готов был принять чашу страданий, как сладкое для себя питие; а Крещением — потому, что Крестом Он совершил очищение грехов наших. Но ученики, не уразумев слов Господних, дают со своей стороны обещание, думая, что Он говорит о чаше чувственной и о том крещении, какое было у иудеев, которые пред вкушением пищи омывались.

Когда сыновья Зеведеевы просили у Него места в Царстве, Он призвал их испить чашу Свою (ср. Мф. 20:22), то есть последовать Его крестным страстям.

Не знаете, чего просите, — Он намекает на две вещи. Во-первых, что они говорят о том царстве, до которого Христу нет никакого дела, ведь Его обещание было не об этом земном и чувственном царстве. Во-вторых, что они, добиваясь в такой момент главенства и высших почестей и желая явиться более славными и знаменитыми по сравнению с остальными, делают это в весьма неподходящее время. Ибо то был не час венцов и наград, но час испытаний и борений, трудов и пота, схваток и битв.

Он вновь называет страдания крещением, показывая, что от происходящего наступит великое очищение для вселенной. Они отвечают ему: можем. От усердия пообещали они сразу, не ведая даже, что говорили, но ожидая, что их просьба будет услышана…Он предрек им великие блага: вы удостоитесь мученичества и претерпите то же, что Я; вы окончите жизнь насильственной смертью и чрез это Мне приобщитесь.

  1. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано

Вы, — говорит, — войдете в подвиг мученичества и умрете за истину, «а дать сесть не от Меня зависит». Но здесь представляются два недоумения. Первое: уготовано ли кому это сидение? Второе: ужели всеобщий Владыка не может дать сего сидения? Отвечаем: такая почесть уготована только подвизающимся. Это подобно тому, как если бы правосудный царь посадил выше других какого-либо подвижника, а любимцы его, придя, сказали бы ему: «дай нам венцы»; тогда царь, конечно, ответил бы: «не от меня зависит», но кто будет подвизаться и победит, тому и венец уготован.- Итак, вы, сыны Зеведеевы, можете быть и будете мучениками за Меня; но если кто вместе с мученичеством будет иметь и всякую другую добродетель больше вас, тот будет иметь преимущество пред вами.

  1. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих

Почему бы и им не сидеть по правую и левую сторону? Разве они меньше любят? Если бы десять действительно понимали, что Иаков и Иоанн сами не знают, чего просят, и, значит, если б они негодовали на неуместность просьбы двоих, то Господу не потребовалось бы выправлять и их ошибочную мысль, а следовало бы похвалить их истинность. Между тем Господь подзывает негодующих и, проясняя их мысли, всем ученикам еще раз раскрывает учение о непохожести Своего Царства на царства земные и о разности порядков обоих царств. В соответствии со сказанным раньше о противоположности мира неба миру земли, Господь сейчас уясняет ученикам, что в то время как первые на земле добиваются повелевать и властвовать, первые на небе — это вменившие земную славу, почет, власть как мусор. Первые на небе — это не властвующие по силе, а служащие всем по любви. Так как готовящиеся к Небесному Царству и на земле руководствуются Божиим законом, то их и земные обычаи отличны от обычаев сынов земли. Отсюда и на земле: « Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Сейчас Господь присоединяет и новый мотив для Своих учеников — не держаться порядков земли, а проводить в жизнь Божий порядок. Этот мотив — личный пример Христа. «Сын Человеческий», т.е. Господь, Он ли не первый для людей и среди людей? Он же — Спаситель людей, их Бог. И, однако, Он, сообразно сущности Своего дела и Царства, сообразно закону любви, пришел не затем, чтобы Ему величаться и принимать служение и почитание от других, как это следовало бы по земному порядку, а пришел Сам послужить другим и отдать жизнь за спасение многих.

Ради меня Христос понес немощи мои (ср. Ис. 53:4, Мф. 8:17) взяв на Себя страдания моего тела; за меня, а значит, и за любого человека, Он сделался грехом (ср. 2 Кор. 5:21); за меня оклеветан (ср. Гал. 3:13); за меня и во мне унижен и покорен (ср. Евр. 9:24-28); ради меня — Агнец (ср. Ин. 1:29, 36); ради меня — Лоза (ср. Ин. 15:1-5); ради меня — Камень (ср. 1 Кор. 10:4); ради меня — Раб (ср. Ис. 53:11, Фил. 2:7); ради меня — Сын Рабы (ср. Лк. 1:38).

Он жил без вины и умер без вины: разделил с нами наказание, но не разделил вины. Смерть — наказание за вину: Господь Иисус Христос принял смерть, но не принял грех. Без вины разделяя с нами наказание, Он изгладил и вину, и наказание (ср. 2 Кор. 5:21, Евр. 4:15, 9:26-28, 10:1-18).

Related posts

Leave a Comment