23 рядовое воскресенье — 9 Сентября 2018 — ЕВАНГЕЛИЕ Мк 7, 31-37

ЕВАНГЕЛИЕ Мк7, 31-37

Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафa», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, — и глухих делает слышащими, и немых — говорящими

 

Толкование Священного Писания на основе текстов Святых Отцов 

 

1/ Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

Господь не медлит в языческих местах, но скоро удаляется от них, дабы, не подать иудеям повода говорить о Себе, что Он поступает противозаконно, смешиваясь с язычниками. Удалясь поэтому из пределов Тира и Сидона, Он приходит в Галилею и тут исцеляет глухонемого, которого недуг был от беса. Он отводит «его в сторону», ибо не был славолюбив, смирив Себя до нашей нищеты и не желая совершать чудес пред многими, разве когда требовала того польза зрителей.

2/ Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

Если гергесинцы – также жители Десятиградия – просили Христа удалиться от них (Мк. 5:17), тожители этой местности, наоборот, сами приводят к Нему глухого косноязычного и просят исцелить его от болезни.

Это речь о душе. Она глухая и она косноязычная. Она глухая, потому что она бесчувственна и черства, как будто замкнуты у нее уши сердца и она не слышит Божиих зовов. И она косноязычная, потому что нет у нее языка говорить со своим Отцом, от Которого Свет, Премудрость и Жизнь. И говорить со своею Матерью и со своими братьями — нет у нее молитвы. Надо привести душу ко Христу и молить Его возложить на нее Свою руку. Надо молить Христа, чтобы Его рука невидимо осенила нашу душу и повлекла ее к Отцу Небесному, сняв с нее глухоту и развязав язык сердца. Привести душу ко Христу — значит прежде всего вывести ее из мира, в сторону от греха людей. Как Господь совершает исцеление глухого, отведя его «в сторону от народа», так и отверзение нашей души может совершиться только вне мира греха, когда душа будет свободна от связывающего и разлагающего влияния земли — греха и будет наедине с Богом. Тогда она, свободная, легче устремится к небу, и Господь, как при чуде исцеления, коснется ее, «вздохнув» Своим Божественным Дыханием, и вольет в нее от Своей Божественной Силы. Он невидимо вложит персты в уши сердца, коснется его языка, скажет: «отверзись», и откроется слух души, спадет ее черствость, бесчувствие, станет чуткой совесть. Божии зовы повлекут за собой. Открытое сердце наполнится живым, трепетным чувством к Отцу, и тогда молитва к Нему потечет легко, свободно, проникновенно. Так разрешит Господь «узы» языка души, и она станет «говорить чисто».

3/ Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его

Неосязаемая сила Божия нисходит и облекается в члены, которых можно коснуться, чтобы те, кто стремится, могли приблизиться к ней. Ибо, коснувшись Его человечества, можно познать Его Божество. Так и глухонемого того Он исцелил посредством пальцев плоти Своей, когда приблизил их к его ушам и коснулся его языка. Посредством осязаемых пальцев неосязаемое Божество коснулось его, развязав путы его языка и открыв запертые врата его ушей. Ибо Он, Творец плоти и устроитель тела, пришел к нему и Своим нежным голосом отверз его уши, остававшиеся бесчувственными столь долго. Так же и затворенные его уста, которые ранее не могли породить ни слова, породили хвалу Тому, Кто оплодотворил их бесплодие и дал им такие изобильные плоды. Тот, Кто дал Адаму дар речи, не уча его языку, Тот же Самый даровал немым способность легко говорить на языках, которые трудны в изучении.

Просители думали, что Христос исцелит больного обычным возложением на него Своих рук. Но Господь употребляет в настоящем случае другой способ исцеления. Желая сосредоточить внимание больного на Себе, возбудить в больном некоторую веру в Свою силу, Он прежде всего отделяет его от народа, так сказать, приближает к Себе. Затем Он совершает такие действия, которые должны были дать понять больному, что Христос есть в некотором смысле Врач. Так Он вложил персты Свои в уши больного, как бы расширяя их, затем плюнул на Свои пальцы, как делали иногда в древности врачи, и коснулся ими языка больного, показывая тем и другим Свое намерение исцелить больного.

4/ И, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа », то есть: отверзись

«Воззрев на небо, Господь вздохнул», с одной стороны, молитвенно к Отцу, чтоб Он помиловал человека, и в пример нам, чтобы мы, намереваясь совершать какое-либо доброе дело, взирали к Богу и у Него просили помощи для совершения онаго; а с другой стороны, — воздыхает и из сожаления о человеческой природе, как она до того предана диаволу, что терпит от него такое поругание и страдание. Поэтому-то, когда исцелял Господь, исцеленные и проповедуют о Нем, несмотря на то, что Он запрещал им это и заповедал не говорить ничего.

Еффафа!Это еврейское слово по-латыни значит «открываться».

5/ И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто

Но не только для этого трудилась небесная сила: тем самым она показала, что отрешенные прежде от истины вскоре услышат и поймут верховные слова Бога. Ибо не иначе как глухой, кто не слышит небесных, истинных, действенных слов. Бог развязывает языки немым, и они начинают говорить.

6/ И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали

Господь запрещает рассказывать о совершенном Им чуде, чтобы не подать повода жителям Десятиградия постоянно искать Его именно как Чудотворца. В Него должны были и здесь  уверовать как в Мессию, вдуматься в Его учение, а не искать от Него только помощи в разных бедах и болезнях.

7/ И чрезвычайно дивились, и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых — говорящими

Тот, кому закрыты уши, кто не знает звук, по Христову слову все преграды расчищает, слышит голоса веселые и шепот (ср. Мк. 7:34-35). И тогда болезнь проходит, слабость исчезает (ср. Лк. 6:18-19), говорит язык, что долго так молчал (ср. Мк. 7:35), радостно по городу больной несет постель (ср. Мф. 9:6-7, Ин. 5:9).

8/ «Все хорошо делает».

Толпа народа, по-видимому, смотрит на Христа как на такого Чудотворца, который в состоянии восстановить первобытное райское блаженство человека (Быт. 1:31).

Related posts

Leave a Comment