22 рядовое воскресенье — 2 Сентября 2018 — ЕВАНГЕЛИЕ Мк 7, 1-8a. 14-15. 21-23

 

 

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 7, 1-8a. 14-15. 21-23

 

Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли.

Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук;и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.

Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?

Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.

И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, —все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

 

 

Толкование Священного Писания на основе текстов Святых Отцов 

 

 

1/ Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб

Фарисеи переводится как «отделенные». Они ведут самую высокую жизнь и являются якобы испытаннее других. Подобно книжникам, они признают воскресение мертвых, бытие ангелов и Святого Духа (ср. Деян. 23:8), однако отличаются от них по образу жизни. Ими соблюдаются: до времени воздержание и девство, пост два раза в неделю (ср. Лк. 18:12), очищение кувшинов, блюд и чаш (как и у книжников (ср. Мк. 7:4)), десятины, начатки (ср. Мф. 23:23, Лк. 11:42), непрерывные молитвы (ср. Лк. 5:33), самочинные виды одежды, которая состоит из ризы и далматиков, или одежды без рукавов, с расширением хранилищ, то есть полос из багряницы, воскрилий и пуговиц на воскрилиях ризы, что служило знаком соблюдаемого ими до времени воздержания.

Наученные держаться одной добродетели и кроме ее ничем иным не озабочиваться, ученики Господа без умысла и в простоте ели неумытыми руками. Между тем фарисеи, желая найти предлог к порицанию, ловят этот случай и обвиняют апостолов, хотя не как нарушителей Закона, но как нарушителей предания старцев, ибо в Законе нет предписания умывать руки до локтей пред принятием пищи, но этого держались они как предания старцев.

2/ Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня

Бог смотрит на само намерение, поскольку и жену Лота, которая по своей доброй воле обернулась взглянуть на мирское зло, Он оставил бесчувственной, превратив как бы в соляной камень и остановив, чтобы она не шла дальше (Быт. 19:26). Не глупый и не бесполезный в ней заключен образ, но терпкая приправа для тех, кто способен прозревать духовно.

Устами благословляют, а в сердце своем клянут (Пс. 61:5). И еще раз говорит псалмопевец: И льстили Ему устами своими, и языком своим лгали перед Ним; сердце же их было не право перед Ним, и они не были верны завету Его (Пс. 77:36-37).

3/ Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное

Сама традиция древних почитать закон вступала в противоречие с законом Моисея, отчего Исайя и говорит: «Торговцы твои мешают вино с водою»(ср. Ис. 1:22). Этим он показывает, что строгие установления Бога древние разбавляли своей подмоченной традицией, то есть служили изменчивому закону, который противоположен был закону Божьему, о чем ясно сказал Сам Господь: «Почему преступаете вы заповедь Божию ради вашего предания?»(ср. Мк. 7:9). Мешая вино с водой, они не только лицемерно обходили закон Божий, но и поступали против своего собственного закона, который доныне зовется фарисейским. Ведь в этом втором законе что-то ими изымается, что-то вставляется, а что-то изъясняется так, как они сами того хотят. Учителя их пользуются этими законами по отдельности.

4/ И, призвав весь народ, (Господь) говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека… ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его, потому что не в сердце его входит… исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека

Сердце — центр физической жизни человека и по связи душевной деятельности с физической оно же, как объединение душевных способностей, есть центр и душевной деятельности. И как сердце разносит кровь по организму и дает ему или здоровье, или дурные токи, так и в душевной жизни от сердца идут проводники сил добра или зла. Само сердце, таким образом, является резервуаром добра или зла, и из него или же как из чистого резервуара течет добро, или же как из зараженного — зло. И так в сложившейся душевной жизни добро и зло идут от сердца, как объединения душевных способностей. Там, в тайниках сердца человека, складывается порок человека или добро человека. Внешние влияния здесь играют второстепенную роль. Если они содержат в себе элементы добра или зла, то они будут лишь возбудителями добрых или злых стремлений, какие все же пойдут от человеческого сердца. Чаще внешнее впечатление само по себе не есть добро или зло, оно нейтрально.

И «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» (Лк. 6:45). Твое сердце есть ключ добра и зла в тебе и что, следовательно, ты полный ответчик за все внутренне нечистое. А если ты полный ответчик за свое сердце, то надо тебе быть полным хозяином его, т.е. надо, чтобы сердце в твоих интересах было проводником только одного добра, но не зла и греха.Когда человек не стоит на страже своей внутренней чистоты и в нем развязывается стихия низшего порядка, тогда человек охотно принимает все противное Божественному закону (ср. Мк. 7:9) и легко идет на сделки и компромиссы, а в успокоение хоть изредка будоражащей совести ссылается на неотвратимость внешнего дурного влияния, вынуждающего на зло и грех. Стороннее влияние пусть остается влиянием и пусть даже в нем будет элемент греха… А что это стороннее влияние ты не пропустил через себя без вреда для себя, что ты приложил его зло к своему злу и маскируешь свою нечисть внешним злом, это уж твоя вина, за которую ты и несешь ответ. Ничто входящее в человека само по себе не осквернит человека, а осквернит его собственная скверна, исходящая от испорченного сердца.

Господь дает перечень злых мыслей, идущих от сердца, и ставит их в порядке нарастания зла, в смысле охвата им (злом) души и углубления в душу до полного истребления там всего здорового и нормального. Сначала Господь указывает зло, имеющее основанием греховное тело, направленное на тело и имущество человека: прелюбодеяние, любодеяние, убийство, кражи, лихоимство. Потом называет зло, покоящееся на душевных движениях: злоба, коварство, непотребство, завистливое око. И заканчивает обозначением зла, пронизавшего душу до ее основ и перевернувшего ее нормальную природу: богохульство, гордость, безумство. Богохульство или вероотступничество есть первый этап истребления души, когда у нее порываются корни питания, связь с Богом как источником жизни. Тогда человек пытается подменить Божескую основу жизни самостью. Человек себя самого, свой ум, волю делает регулятором жизни и свой эгоизм ставит в центре жизни. Это — второй этап истребления. Но так как извращенная человеческая самость — иллюзорная опора жизни, то, конечно, банкротство жизни на этом этапе неминуемо, и человек скатывается к третьему и последнему этапу — безумству. «Безумством» кончает человек зла. Это — полюс истребления души, когда в ней не остается ничего здорового, когда «омрачается несмысленное сердце» человека (Рим. 1:21), и на всю его деятельность, на всю жизнь ложится печать физического и морального помрачения, когда человек предается «в неискусен ум творити непотребная» (Рим. 1:28).

Будучи Его рабами, последуем за Господом и станем терпеть, когда нас злословят, чтобы приобрести нам блаженство! Если мне не хватит спокойствия выслушивать те бесстыдства и дрянь, которые обо мне говорят, и я отвечу на это, то останется во мне горечь или же я стану терзаться от неумения терпеть. Если, будучи оклеветан, стану мстить, то как скажу, что следую учению Господа, которое говорит, что человек оскверняется не нечистыми сосудами, но тем, что из уст исходит?

Related posts

Leave a Comment