Толкование Священного Писания — 17-е рядовое воскресенье

29 ИЮЛЯ — 17 рядовое воскресенье

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 6, 1-15

 

+ Чтение святого Евангелия от Иоанна.

 

В то время: Пошёл Иисус на другую сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошёл на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же узнав, что хотят прийти, взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один.

 

Слово Господне.

 

Толкование Священного Писания на основе текстов Святых Отцов — Ин 6, 1-15!

 

1/ Пошёл Иисус на другую сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

 

Христос, узнав о дошедшем до фарисеев слухе, что Он приобретает Себе учеников, отошел в Галилею, чтобы погасить в них зависть и Своим удалением укротить их ярость, которая, конечно, родилась в них от этих вестей.

 

2/ За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.

Следование за Христом было делом не очень твердого убеждения; иудеи увлекались более чудесами, нежели высотою учения, которое слышали; а это было признаком грубых душ: знамения, сказано, не для верующих, а для неверных (1 Кор. 14, 22).

3/ Иисус взошёл на гору и там сидел с учениками Своими.

Для чего Христос восходит теперь на гору и там садится с учениками?

Для совершения имеющего быть чуда, а и для того, чтобы научить нас всегда уклоняться от шума, потому что уединение способствует любомудрию.

Иисус часто один восходил на гору и проводил там ночь в молитве, научая нас, что особенно приступающему к Богу должно удаляться от всякого шума и искать безмолвного времени и места.

Иисус не любил чести и славы, чтобы творить чудеса посреди городов, но, избегая пустой славы людской, ищет уединения, научая и нас сему же.

Иисус восходит на гору и потому: что желает сообщить ученикам нечто таинственное.

4/ Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

Почему же Иисус, не идет на праздник, но, тогда как все спешат в Иерусалим, отправляется в Галилею, и не Сам только, а ведет с Собою и учеников, и оттуда – в Капернаум?

Иисус понемногу начинал уже отрешать закон, имея повод к тому в коварстве иудеев.

5/ Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

Очи Его не блуждали там и сям, но Он сидел с сознанием и вниманием, и сосредоточенностью, беседуя с учениками о предметах божественных, наконец воззрел очами и спрашивает о народе, чем бы его накормить.

Иисус никогда не сидел с учениками без дела, но что-нибудь излагал им, учил и привлекал к Себе.

6/ говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

Почему же Иисус спрашивает Филиппа?

Спрашивает не другого кого, но Филиппа. Побуждает его всегда помнить это чудо. Ибо если бы чудо совершено было просто, оно не показалось бы так великим чудом. А теперь Он предварительно заставляет его объявить о недостатке хлеба, чтобы он лучше понял величие имеющего совершиться чуда и не мог уже забыть высказанного.

Испытывая Филиппа, желает обнаружить, какую имеет он веру. Без сомнения, Он спрашивает Филиппа не потому, будто Сам не знает мыслей его, но потому, что хочет обнаружить их пред прочими. Ибо Сам Господь знал, что хотел сделать. Испытав Филиппа, имеет ли он веру, и открыв, что он не свободен еще от немощи человеческой.

Господь обращается с вопросом к Филиппу для того, чтобы тот убедился, что обычным образом помочь голодному народу тут нет возможности, и чтобы Филипп по совершении насыщения народа признал в этом действие всемогущества Христова. Очевидно, что этот апостол более чем другие нуждался в укреплении своей веры во Христа.

7/ Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

 

Что значит: испытывая его? Разве Христос не знал, что будет сказано Ему Филиппом?

Какой же смысл этого изречения?

 

Его можно понять при пособии Ветхого Завета. Там также говорится: И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. (Быт. 22, 1, 2).

 

Бог делает человека чрез искушение более испытанным, – и как тогда Авраама, так теперь Филиппа вопросом приводит Он к точному уразумению чуда.

Бог искушает человека двояким образом: или для того, чтобы обличить слабость в ком-либо, как теперь в Филиппе, или чтобы показать в ком-либо твердость, как некогда в Аврааме.

8/ Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

 

«Двести динариев» – (соответствует стоимости примерно 800 г серебра.). На такую сумму можно было приобрести в то время около сорока пудов хлеба (18,14 кг), но и такого количества хлеба было мало на пять тысяч народу, который окружал Христа. Kроме того, тут были еще женщины и дети (Мф.14:21).

 

9/ Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч.

 

Ученики прежде не верили, однако же теперь с готовностью располагают людей возлечь.

Была «трава», по времени весна — Пасха; а она совершалась в первый весенний месяц.

Евангелист исчисляет только мужей. Он следует в этом законному обычаю. Ибо и Моисей исчислял народ от двадцати лет и выше, но не упомянул ни об одной жене (Чис. 26). Писание сим показывает, что все мужеское и юношеское ценно и достойно исчисления у Бога.

10/ Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

Сим показывает, что прежде принятия пищи должно благодарить Бога. А как тут был народ, то в присутствии народа благодарит и для того, чтобы все узнали, что Он пришел по воле Божией, но все относит к Отцу.

11/ И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

 

Господь попускает от хлебов остаться излишку не для показания Себя, нет, но для того, чтобы насыщение мужей не приняли за призрачное, а все бы увидели ясно, что они истинно насытились, так что и осталось очень много. По сей же причине повелевает и куски собрать, чтобы, видя их, более помнили о совершенном чуде.

Нужно удивляться не тому только, что оказался остаток, но и числу остатка. Он устроил так, что коробов остатков оказалось ни больше, ни меньше, но по числу учеников, чтобы все носили, чтоб они, как будущие учители вселенной, всегда помнили о чуде.

Из сего случая мы научаемся веровать, что если мы и один хлеб будем иметь, то его умножит Тот, Кто от пяти хлебов сделал такой остаток.

 

12/ Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно тот Пророк, Которому должно прийти в мир. Иисус же узнав, что хотят прийти, взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один.

 

Тысячи дел, гораздо более дивных, совершил Христос, и они не исповедали этого, а только теперь, когда насытились.

Тогда как Иисус творил бесчисленные и самые поразительные чудеса, они не удивлялись. А вот из-за пищи говорят: Сей есть Тот Пророк; не обвиняют уже Его в нарушении субботы, не мстят уже за нарушение закона, но за хлебы считают Его столь великим, что не только пророком называют, но и считают достойным царства.

Христос стал для них и Пророком, они хотят поставить Его и царем; но Он уклоняется. Для чего? Чтобы научить нас презирать мирские почести и показать, что Он ни в чем земном не нуждается. Избравший для Себя все убогое: и мать, и дом, и город, и воспитание, и одежду – не хотел славиться и земными отличиями.

Он удаляется на гору один только, не взяв ни одного из учеников, для того, чтобы испытать любовь их.

Он удаляется, научая нас избегать людского уважения и земных почестей, презирать всякий здешний блеск.

Related posts

Leave a Comment